SEO - это на английском search engine optimization
Т.е. буквально оптимизация сайта под индексирование поисковыми машинами (в первую очередь конечно Яндекс и Google). Проблема в том, что алгоритмы индексации являются закрытой информацией и можно только догадываться из опыта и здравого смысла, как эти алгоритмы работают (хотя и у Яндекса и у Google есть официальные требования к страницам, которые они индексируют).
Проблема в том, что сайт должен хорошо выглядеть для живых людей и быть правильным с точки зрения роботов. Если для людей все хорошо сделано, а для роботов ничего не сделано - сайт не будет в выдаче в первых страницах поиска и живые люди его не увидят. Вот такая ситуация - роботы в приоритете и потихоньку захватывают мир :)
С точки зрения роботов (поисковых машин) существуют следующие этапы "улучшения" показа сайта в органической (т.е. с поиска) выдаче:
ЭТАП 1. Индексирование сайта - т.е. информация о страницах сайта должна оказаться в базе данных поисковой машины. Про какие страницы сайта знает робот - можно увидеть в Вебмастере.
Цифр на самом деле две:
- число страниц в индексе (все страницы, про которые узнал робот)
- число индексированных страниц в файле Sitemap (те страницы, которые робот увидел в файле)
ЭТАП 2. Выдача страниц сайта в поиске (не факт, что все индексированные страницы будут показываться в поиске - наша задача максимально приблизить это число к числу страниц сайта). Смотрим Поисковая машина Яндекс и Поисковая машина Google
В обеих поисковых системах проверяется через запрос site:mysite.ru
Можно видеть:
- число страниц
- title страниц
- на снипет внимания не обращать, т.к. он формируется в зависимости от поискового запроса (Гугль показывает тэг Description при таком запросе)
В выдаче страниц всегда меньше, чем известно роботу:
- страница пустая или только с элементами меню (робот про нее знает, но не показывает)
- на странице 100% копипаста
- пустой Descpiption (да, робот понимает, что страница никому не нужна)
- и еще многие причины
По итогам ЭТАП 1 и ЭТАП 2 получится что-то вроде:
- на сайте 100 информационных страниц
- робот знает про 120 страниц (робот находит и технические файлы, и файлы архивов и дубли и прочее)
- в файле Sitemap 110 страниц (тоже плюс технические ссылки), робот учел 90 страниц
- в выдаче участвует 70 страниц
И собственно, наша задача - разобраться, какие 30 страниц не участвуют в выдаче (=100-70) и почему. И исправить эту ситуацию.
ЭТАП 3. Глубина просмотра и время (или % отказов) нахождения на сайте. Если мало - робот "думает", что страница неинтересна для посетителей и снижает ее рейтинг в выдаче. Это то, что называют юзабилити сайта - т.е. насколько он интересен пользователю и насколько дружелюбен.
ЭТАП 4. Качественный снипет - если страница выдается в результатах поискового запроса, а по ней нет клика - поисковая машина начинает снижать рейтинг данной страницы. Можно начинать бороться за качество снипета при появлении Вашего сайта на 3-4 странице поисковой выдачи.
В целом SEO сводится к следующим этапам:
Этап 1 - настройка служебных файлов
Этап 2 - привести сайт и страницы в порядок с точки зрения поисковых машин (базовая часть и продвинутая часть)
Этап 3 - настройка быстродействия сайта/сервера и mobile friendly ("дружественность" сайта к мобильным устройствам)
Этап 4 - собственно продвижение сайта
Этап 1. Настройка служебных файлов
- наличие и настройка файлов sitemap.xml и robots.txt в корне сайта
- настройка файла .htaccess
- должен быть основной адрес сайта - с www или без www (в противном случае - это два разных сайта для роботов)
- "склейка" главной страницы, т.е. переадресация с адреса site.ru/index.php -> site.ru (в противном случае - это две разных страницы сайта для роботов)
(Комментарий: в популярных CMS данные настройки сделаны по умолчанию, всегда можно вручную проверить в адресной строке браузера, набрав нужные адреса)
- защита от прямого копирования картинок (для снижения нагрузки на сервер)
- защита папки администратора на сервере (для Joomla и WordPress)
Этап 2. SEO для сайта и страниц
Сайт в целом | Страницы | |
Базовая часть (быстро) | - не должно быть аффилированных сайтов (с одинаковым/похожим содержимым и одинаковыми контактами) - контакты должны быть на каждой странице в двух экземплярах (в header и footer) и на странице "контакты" - регистрация в вебмастере Гугль и Яндекс - Webmaster Google и Webmaster Yandex - установка счетчиков статистики Гугль и Яндекс - Google Analytics и Yandex Metrika - периодическая проверка сайта на наличии внутренних неработающих ссылок |
- объем страниц от 2000 знаков - не должно быть дублей title (названия страниц должны быть уникальными) - все description должны быть заполнены, дубли названий также не допустимы - с точки зрения Гугля для продающего сайта в description должна быть цена типа "Цена 100р. Товар супер-пупер" - должна быть микроразметка Open Graph для корректной передачи информации в социальные сети |
Продвинутая часть (долго) | - наличие на сайте формы обратной связи - перелинковка страниц сайта с использованием якорей (для обеспечения глубины просмотра) - добавление раздела "Новости" на все страницы сайта (для чего это надо - читаем здесь) - перевести сайт на защищенный протокол https |
- на страницах должен быть список страниц (фактически дополнительное меню), относящихся к этому же разделу (для обеспечения глубины просмотра) - должна быть микроразметка schema.org для корректного формирования снипетов (со стороны Гугль и Яндекс) - на каждой странице сайта должен быть один заголовок в тэгах h1 - заголовок h1 не должен совпадать с title этой же страницы - название разделов на страницах должно быть в тэгах h2-h4, а не выделено с помощью жирного шрифта - тексты на сайте должны превратиться в SEO-тексты (т.е. включение слов и словоформ на основе семантического ядра) |
Этап 3. Настройка быстродействия и mobile friendly
- высокая скорость загрузки страниц, протестировать свой сайт можно тут PageSpeed Insights
- настройка кэширования
- настройка загрузки картинок и скриптов
- проверка на "дружественность" к мобильным устройствам, проверять тут
Этап 4. Собственно продвижение
- рост ссылочной базы (10-50 в месяц)
- должно расти число страниц сайта (10-50 в месяц)
- группы и продвижение в соцсетях (например, автопубликация через http://novapress.pro)
В целом, если Вы хотите, что бы сайт приносил денег (т.е. была высокая конверсия посетителей в заявки от этих посетителей) необходимо:
- что бы сайт хорошо показывался поисковыми машинами (идеально ТОП-10)
- на сайте должно быть все хорошо подготовлено, что бы сниппет (то есть то краткое описание сайта в выдаче) был понятен пользователю (что бы этот пользователь кликал на Вашем сайте, а не проходил мимо. поисковые машины за этим следят, если сайт показывается хорошо, но по нему не кликают - уедет вниз в выдаче)
- правильная навигация и полезная информация на сайте, т.е. визитер должен смотреть 5-7 страниц как минимум
- и если Вы делаете продающий сайт, то крайне желательно разместить форму заявки/покупки в верхней части сайта (как хорошо видно через Метрику - 90% кликов в верхней части сайта, т.е. 90% визитеров не делают прокрутку вниз. И если Ваша форма там, то 90% посетителей ее не увидят, что означает зря потраченные усилия в первых пунктах).
ИТОГО для высокой конверсии с сайта необходимо:
1. Хороший показ сайта в интернете в выдаче поисковых машин / каталогов = правильная индексация (структура сайта, вебмастер, уникальные страницы, тэги и пр) + правильные спипеты (заполненные title, сам спипет с информационным текстом)
2. Высокая внутренняя конверсия сайта = наличие интересной информации + правильная навигация (та самая юзабилити) + правильные посадочные страницы (крупная кнопка купить и т.д.). Для первых двух позиций основной критерий - глубина просмотра на сайте, должна быть на уровне как минимум 5-7 страниц.
3. Хорошая юзабилити, т.е. хорошая навигация и полезная информация, глубина просмотра 5-7, лучше 10-13. Если глубина просмотра 1-2 = не имеет смысла продвигать такой сайт, 1 посетитель зашел и ушел
Выводы.
Обращаем внимание, что ссылочной базой имеет смысл заниматься только после оптимизации сайта по семантическому ядру.
Почему так?
После поисковой оптимизации мы получаем адекватный рейтинг страниц - что собственно ищут пользователи и что они могут реально найти применительно к Вашему сайту. Нам нужен топ - 10/100/1000 (в зависимости от размеров Вашего сайта, где-то 10% от общего числа страниц) первых страниц по просмотру. Вот именно для них необходимо будет заняться ссылочной базе, тогда эти страницы смогут попасть в ТОП10 поисковых систем (а если и повезет - в первую тройку результатов выдачи).
А разница там на порядки.
- вторая и далее страницы выдачи - практически не видно
- первая страница выдачи - переходов будет в 100-1000 раз больше
- первая тройка выдачи (т.е. та часть, которая сразу видна на экране) - переходов будет в 100-1000 раз по сравнению с 10-м местом